Слегка сокращенная статья Стивена Пула, на память.
Полный текст статьи, включая котиков для привлечения внимания, здесь:
mtrpl.ru/efficiencyПочему культ продуктивности вреден
Недавно в метро видел человека в футболке Nike. На ней был слоган, смысл которого можно выразить словами «Я работаю». Сам факт того, что спорт и физические упражнения нуждаются в оправданиях через отождествление их с «работой», показателен: повседневная жизнь поглощена культом продуктивности.
К запросам на продуктивность на работе, имеющим долгую историю, мы теперь вынуждены добавить бремя продуктивности, которой от нас требуют во всех остальных жизненных сферах. В будущем мы станем наслаждаться счастливой возможностью продолжать работать даже во время бега — благодаря «носимым гаджетам» вроде Google Glass, которые, вероятно, станут корпоративным эквивалентом электронных наручников, отслеживающих перемещения преступников.
Если вы узнаете, как лучше всего уложить шнуры от ваших девайсов или как «отмыть упрямые пятна с рук при помощи пены для бритья», это тоже пойдет на пользу вашей «продуктивности» – если предположить, что вы потратите это якобы выгаданное время на выполнение различных «задач», а не на то, чтобы в измождении рухнуть на диван и лунатически проснуться спустя 7 часов после того момента, в который, согласно рекомендации, вы должны были прилечь вздремнуть ровно на 20 минут, чтобы восстановить силы.
Парадокс в том, что слишком легко потратить время на выяснение, как собрать идеальный набор инструментов и стратегий для повышения продуктивности, и при этом вовсе не притронуться к делу, ради которого все это затевалось.
Недавно в метро видел человека в футболке Nike. На ней был слоган, смысл которого можно выразить словами «Я работаю». Сам факт того, что спорт и физические упражнения нуждаются в оправданиях через отождествление их с «работой», показателен: повседневная жизнь поглощена трудовым энтузиазмом — идеологией, которая коварно отстаивает свои права даже в формулировках типа «профессиональная этика».
За этими нескончаемыми повторениями стоит одна из великих и неоспоримых добродетелей нашего времени — «продуктивность». Культ продуктивности кажется повсеместным. Трудоголики стремятся рационализировать всю свою жизнь, как в офисе, так и за его пределами, чтобы успевать больше. Люди хвалятся своей занятостью и усталостью, жадно ловят на развлекательных бизнес-порталах советы, как «остудить кипящие мозги». Никому не хочется быть непродуктивным, хуже того — антипродуктивным.
К запросам на продуктивность на работе, имеющим долгую историю, мы теперь вынуждены добавить бремя продуктивности, которой от нас требуют во всех остальных жизненных сферах. Как намекает слоган с найковской футболки, даже когда мы не на работе, мы должны работать.
Даже тот, кто вне офиса избавлен от постоянных рабочих запросов, из-за вездесущих информационных потоков испытывает искушение быть всегда в боевой готовности. Наш мир превратился в одну большую фабрику, откуда нет выхода и где целая индустрия призвана учить нас, как быть счастливыми работниками. «Переизбыток информации убивает вашу продуктивность?» — спрашивается в типичной бизнес-статье. В качестве решения предлагается взять на вооружение еще более продуктивные стратегии.
«Занимайтесь спортом, — советует тематическая статья в бизнес-журнале. — Это увеличит вашу продуктивность». В идеальном мире вы упражняетесь и работаете одновременно: стоячие конторки и даже столы со встроенной беговой дорожкой предлагаются как волшебные инструменты для повышения производительности труда. А в будущем мы станем наслаждаться счастливой возможностью продолжать работать даже во время бега — благодаря «носимым гаджетам» вроде Google Glass, которые, вероятно, станут корпоративным эквивалентом электронных наручников, отслеживающих перемещения преступников.
Если вы узнаете, как лучше всего уложить шнуры от ваших девайсов или как «отмыть упрямые пятна с рук при помощи пены для бритья», это тоже пойдет на пользу вашей «продуктивности» – если предположить, что вы потратите это якобы выгаданное время на выполнение различных «задач», а не на то, чтобы в измождении рухнуть на диван и лунатически проснуться спустя 7 часов после того момента, в который, согласно рекомендации, вы должны были прилечь вздремнуть ровно на 20 минут, чтобы восстановить силы.
Парадокс этой автодидактической индустрии продуктивности — в том, что слишком легко потратить время на выяснение, как собрать идеальный набор инструментов и стратегий для повышения продуктивности, и при этом вовсе не притронуться к делу, ради которого все это затевалось. Таким образом, навязчивая мечта о продуктивности становится лучшим оружием против ее же собственного воплощения.
Поэт Райнер Мария Рильке был не очень-то «продуктивен», если взять среднее количество стихов, которое он писал за год. Однако, пока он спокойно шел по жизни, его время от времени посещали приливы вдохновения, и то, что ему удавалось написать, было великолепно. Этот пример напоминает нам, что не нужно полностью отказываться от понятия «продуктивности». Всем нам приятно сознавать, что сегодня мы сделали что-то полезное, интересное или забавное, даже (или — особенно) если это выходит за рамки нашей «официальной» работы. Удовлетворение от этого мы можем выразить, сказав, что день был продуктивный.
В таком бытовом использовании слова заключена обыденная мудрость.
Экономика неспособна выбрать из всех поэтов Рильке, а не какого-нибудь плодовитого рифмоплета, получающего тонны официальных наград. (Можно быть уверенным, что, переезжая из одного европейского замка в другой и ленясь годы напролет, Рильке ни за что бы не надел футболку с надписью «Я работаю»). Но его жизнь выглядит куда интереснее статьи в Lifehacker, где автор страстно проповедует, как правильно развесить коллекцию бейсболок на крючки от душевой занавески.