Довольно символично начинать разбор странички из Австрии с Эгона Шиле. В Вене он входит в тройку знаковых, всем известных художников — это Климт, Шиле и Кокошка (или, как их называют в парке аттракционов, «Шимт, Клиле и Шокошка»).
Первой в моем списке оказалась картина Шиле Die Umarmung — «Объятие».
Шиле — австрийский художник экспрессионист. Стиль у него очень отчетливый и заметный, достаточно увидеть три-пять его картин, и уже будешь узнавать его в любом музее, в любом окружении — эти изломанные линии, сине-черные контуры, мрачная, холеричная эротика.
У экспрессионистов искусство уходит от принципов декоративной, эстетически приятной красоты модерна (вспомним Альфонса Муху — мечтательные девушки, цветы, девушки в цветах, округлые формы, плавные линии) к внеэстетической бесформенности, чувственной, болезненной, лихорадочной реальности.
Почти каждая вещь Шиле (с 1908 до 1914 гг.) является "испытанием" для зрителя; художник словно проверяет выносливость, терпимость, внимательность, раздражительность зрителя; это некая проверка человеколюбия и способности видеть искусство в искусстве. [1]
«Пусть дрожат твои чуткие пальцы: ощупай стихию, которую ты ищешь в вихре жажды, которая, прыгая, покойно восседает; ты же в беге — возлежишь, лежа — мечтаешь, мечтая — растешь. Голод и жажда, и неудовольствие съедают лихорадку; кровь проступает. Это ты там, Отец, посмотри на меня, спеленай меня, дай мне себя! Ближайший мир спадает и набегает стремительно. Протяни же свои благородные кости, подай мне твое мягкое ухо, красивые бледно-голубые глаза. Это отец там — я пред тобой». [2]
«Alles ist lebend tot» — живя, все мертво — это слова Эгона Шиле. В живом гнездится смерть, жизнь — только смерть перед возрождением — таков смысл этих слов. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней. В творчестве Шиле заметно стирание границ между здоровьем и болезнью, усилением жизни и приближением смерти. [1]
1. Чечот Иван - Эгон Шиле. Заметки в кабинете // Поэзия и критика. - Вып.1. Весна 1994 г.
2. Из стихотворения Эгона ШилеЧто происходит?
А вот что.